• титульный

ВКонтакте

Служба по контракту

Служба по конктутра

Государственная итоговая аттестация выпускников

Педагогический класс

педагогический класс

BK

Служба безопасности Госуслуг

Школьная служба примирения

Наставничество

Оцените уровень коррупциогенности в нашей школе

Высокий - 10.9%
Средний - 4.3%
Низкий - 84.8%

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Мобильники, вон из класса: школы недоумевают, как использовать IT-технологии

Мобильники, вон из класса: школы недоумевают, как использовать IT-технологии

Российская школа переживает мучительное раздвоение личности. Одни учителя осваивают методику BYOD (Bring Your Own Device — Принеси Свое Собственное Устройство), другие собирают у детей смартфоны в начале каждого урока.

 Мобильники, вон из класса: школы недоумевают, как использовать IT-технологии


 В стрессе находятся и управленцы — одни директора на всякий случай полностью блокируют доступ в Интернет внутри школы, ставят глушилки и вводят запрет проноса смартфонов в школу, другие размещают дополнительные розетки для подзарядки девайсов в классах и окутывают школу линиями WiFi. Противоречивые сигналы поступают и с самого верха. Госпрограммы цифровизации сочетаются с рефреном «Как можно говорить об IT, если дети не знают, кто такой Дубровский?», то и дело возникающим в интервью руководителей образовательной сферы. Кто прав?
 
О том, быть или не быть цифровым технологиям в школе, сегодня много пишут и говорят. С одной стороны, никто не спорит, что современный мир требует от выпускников школы новых навыков, если не сказать — нового мышления. Да, сегодняшние подростки и так почти с рождения на «ты» с мобильными устройствами, но то, что школа до сих пор никак не участвует в правильном развитии этих навыков, вряд ли можно отнести к ее достоинствам. С другой стороны, господствует мнение, что у школы и без того полно задач. Дети неграмотно пишут и плохо считают: тут полно проблем и без цифрового мира, с которым, мол, они сами как-нибудь разберутся за забором школы. Конечно, этот спор можно отнести к разряду вечного конфликта физиков и лириков и не принимать серьезно, если бы под этим маятником не сидели, пригнув головы, российские школьники.

Да, цифровизация — это еще одна инновация, а от них, как считают многие, российская система образования сильно устала. Но нужно учитывать один нюанс. Мы все привыкли к инновациям сверху — тем, что навязываются государством. Но существуют и инновации снизу. В случае с IT-технологиями в школе их внедрение происходит с двух сторон. Говоря о новшествах «сверху», мы можем вспомнить, как трудно внедрялись компьютеры в школы в 1980-х. У учителей было много вопросов, зачем это нужно, какое влияние компьютеры окажут на школьников и так далее. Но это прижилось, и сегодня невозможно представить школу без компьютеров, без использования техники, в том числе и в управлении образовательным процессом.

Однако в случае с цифровизацией быстрее и активнее движении «снизу». Сегодня мы впервые подошли к тому, что учащиеся, вне зависимости от оснащенности школы, от ее местоположения, размера и т.д., сами являются обладателями технологий и, таким образом, становятся агентами изменений в образовании.

Появление технологий, не важно, где они находятся — на парте или прячутся под ней, — вытесняет исторически сложившийся педагогический подход «вопроса-ответа». Прямой вопрос с прямым ответом становятся неэффективными, потому что все легко гуглится, это может тренировать запоминание, которое сегодня уже не работает, но совершенно не провоцирует ученика на «подумать», поискать информацию в разных источниках, сравнить ее, дать несколько вариантов решения — навык XXI века. Смартфоны с выходом в Интернет позволяют получить доступ к качественным мультимедиа — видео, аудиоинформации. Например, в дополнение к изучению атласа и работе с контурными картами школьники могут увидеть землю в 3D, максимально увеличить или уменьшить масштаб объекта, получив эффект микроскопа. Работа над проектами становится возможной не только в рамках урока, но выходит и за его пределы благодаря использованию сетевых технологий. С помощью фото и видео, сделанных с помощью смартфонов, школьные газеты «оживают», превращаются в современный интерактивный ресурс, не важно, размещены они на интерактивной панели в холле, проецируются на стене в классе или выложены на сайт школы.

Умная электроника, например электронные браслеты или шагомеры, — еще один вид цифровых технологий, позволяющих сделать процесс обучения более безопасным и интерактивным. С помощью объединения гаджетов в доступную для педагога сеть возможна организация мониторинга физического состояния учащихся (электрокардиограмма, артериальное давление и т.д.), что позволяет исключить или смягчить стрессовые или опасные ситуации. Та же электроника может быть использована для решения прикладных задач из реального мира. «Полтора землекопа» уходят в прошлое, современные школьники могут рассчитывать расстояние от школы до дома в шагах, метрах, потраченных калориях, использовать информацию о трафике и погоде, при этом работает не только математика, но и логика, критическое и дизайн-мышление.

Запретить нельзя разрешить, и где ставить запятую — каждый решает по-своему. Исследования показывают, что, даже несмотря на школьные запреты, ученики все равно используют свои мобильные устройства. Ситуация неопределенности, когда один учитель говорит отложить телефоны или собирает гаджеты в начале урока, а другой предлагает использовать во время занятия и посмотреть вместе, к примеру, фрагмент обучающего видео на youtube, порождает стресс для учащихся: они не понимают границ пользования гаджетом.

Наличие волшебной двери в глобальное хранилище информации — смартфона с доступом в Интернет — также не означает, что дети умеют правильно с ним работать. Задача школы сегодня — научить, какие возможности дают технологии, и повлиять на то, как учащиеся их используют. Находясь в Интернете, мы создаем вокруг себя информационное поле, которое зависит от того, на какие страницы мы заходим и что размещаем в соцсетях. Дальше уже это информационное поле ведет нас, формируя контекстную рекламу — информацию, которая может быть нам интересна. У детей, сидящих за одной партой, протекают абсолютно разные жизни в сети. Один школьник читает о предметных олимпиадах, мероприятиях в городе, в то время как другой изучает магазины с вейпами. Современный учитель, возможно, того не ведая, сегодня обладает силой супергероя — способностью разрушить этот информационный вакуум. Провоцируя школьников погуглить что-нибудь для общего развития или по предмету, зайти на страницу с образовательным видео и т.д., он может повлиять на формирование информационного поля вокруг ребенка. Это уже не в прямом смысле влияние технологий на образование, а работа с той средой, в которой находится ребенок, в том числе и за пределами класса.

Противникам использования мобильных устройств на уроке стоит помнить, что отвлечься от занятия — кидаться записками, плеваться из трубочек и считать ворон — можно и без технологий. Здесь речь идет скорее о том, что урок должен быть интересным и адекватным запросам современных школьников. Учитывая, как активно молодые люди сегодня используют девайсы, визуализация и интересное представление информации являются для них более привычными и привлекательными. Никто уже не выберет скучный бумажный учебник, если будет дана сама возможность выбирать. А ведь задача педагога — сделать занятие интересным, и в этом современные технологии станут отличным подспорьем.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Решаем проблемы вместе

Официально

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Контактная информация

Контактная информацияМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
кола  с углубленным изучением отдельных предметов 31"
Наш адрес: 445032, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р Кулибина, дом 13.
Телефоны: 8(8482)37-79-88, 8(8482)37-79-79
Факс: 8(8482)37-78-69
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа №31» (ИНН ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>